Мини-курса творческого возрождения: разреши себе творить!
История моей жизни
Наше представление о самих себе
предопределяет ход нашей жизни
Дорога к проявлению себя в творчестве пролегает через самопознание. Более того, познать нужно не свой разум, а сердце. Что ты любишь, а что терпеть не можешь, твои душевные раны, победы, страхи, потери, мгновения славы – все это хранится именно в нём. Твоё творчество рождается в твоём сердце.
Говоря о творческом самовыражении, мы редко задумываемся, что творчеством мы выражаем самих себя. Если же мы не видим и не слышим свое истинное "я", погребенное под чужими восприятиями, ложными представлениями, страхами и многим другим ничего удивительного, что нам нечего сказать миру.
Чтобы быть по-настоящему творческой личностью, чтобы нам было о чём поведать миру, думаем мы, надо объездить много стран, покататься на гондоле в Венеции, и обязательно… в Индии, пересмотреть кучу тренингов, встретиться с самим… - Вот тогда мы почувствуем свою уникальность, "опытность" и именно тогда из нас может получиться настоящая или стоящая ... (продолжаем сами :-)). Короче говоря, нам кажется, что всего перечисленного мы слишком скучны, серы, слишком "обыкновенны". А наша жизнь проста, без изысков, ярких событий, да много без чего…
Вот это настоящая чепуха! В твоей жизни было столько всего интересного. И тебе скоро предстоит узнать, чего именно. Потому что ты сама напишешь об этом и направишь свою жизнь в нужное русло. Главное – писать именно о своей жизни. Когда ты изложишь факты и собственную реакцию на них, начнет вырисовываться твоя собственная версия самой себя (Замечу, что не всегда эта версия соответствует самой действительности, т.е. самой тебе :-)).
История моей жизни, как мне рассказали, начинается морозным зимним поздним вечером, когда было больше 30 градусов за окном, и очень темно, а я ужасно замерзла – так поведала мне мама.
Но мои собственные ранние воспоминания датируются примерно тем временем, когда я уже начала осознавать себя в кроватке. Помню, как ночью мне было страшно, и я кричала что есть мочи, чтобы привлечь внимание родителей.
Между этими двумя началами очень важная разница. В первом рассказчик – моя мама. Я – её дочка. Её версия рассказа подчеркивает факты, то что происходило. Это было так, то было этак: как она замерзла, сколько было градусов за окном, как она чуть не подавилась шоколадкой.
А в моей истории фактов гораздо меньше, зато я обращаю внимания на чувства, что я испытывала, как боялась, как хотела позаботиться, донести всё это до мамы с папой и др.
Другими словами, наши с мамой воспоминания построены на совершенно разных аккордах и по-разному отражают черты наших характеров. Моя мама – реалистка, рассматривает прежде всего факты и исходя из них делает выводы, которые и стремиться донести до других. Я же отправляюсь в мир собственных чувств, эмоций и ощущений. Меня привлекало собственное тело, свои ощущения, что будет, если… почему мне сегодня грустно, почему кукла не засыпает так долго. Не случайно моими любимыми героями была девушка, которая умело и легко разгадывала разные загадки, играючи выходила из любых даже самых непредсказуемых ситуаций. А вот маме больше нравились лёгкие весёлые рассказы, с разными оттенками юмора, где можно повеселиться, посмеяться. Я же искала ответы на вопросы: почему это так? Отличалась вдумчивостью, последовательностью. Во многом мне мерещились тайны, загадки, они меня словно манили. Мне просто необходимо было найти ответы. Мама с лёгкостью выносила вердикты, кто прав, а кто виноват. Мне же хотелось разобраться в ситуации и рассказать всем правду. Как юный следопыт. :-)
Наши нужды, характеры и взгляды сильно различались, как и наши мечты и воображение. У многих из нас похожая история. Слишком часто мы позволяем мечтам родителей занять место наших собственных. Например, родители говорят, не хватай звёзд с неба, лучше иди на… инженера, например, учись, как мы, - всегда сможешь найти себе работу и стабильный заработок. Мы не говорим, что нам сознательно, преднамеренно навязывают чужие взгляды. Просто нас воспитывают так, чтобы другим было проще нас понять и принять.
И то, что семье, например, кажется сумасбродным, вполне может оказаться твоим настоящим качеством. До сих пор помню, как взахлеб доказывала родителям о том, что фильм с названием «Четыре свадьбы и одни похороны» существует и пересказывала сюжет. Меня же объявили чудачкой, выдумщицей, да много кем ещё! И к моим историям не стоит всерьёз относиться.
Или история родителей, гласящая, как я 2 часа просидела под креслом, боясь вылезти и познакомиться с незнакомым человеком. Но это всего лишь одна из возможных интерпретаций, а я принимала ее как единственно верную. Когда начала выполнять это задание я вдруг осознала, что на самом деле я не боялась тогда, а просто этот незнакомец мне не внушал доверие и я напрочь отказалась с ним знакомиться, заодно подслушивая о чем там они беседуют :-).
Эти истории показывают на самом деле, насколько убедительно бывает привычное представление о самой себе и как трудно начать сомневаться в нем. Истории, хранить и рассказывать которые мы выбираем сами, а не наша родня, – это истинные истории, которые помогут нам стать самими собой и зажечь огонь в сердце. Пока мы не вспомним и не признаем их, очень велика опасность, что мы так и будем принимать чужие рассказы и представления о нас за свои собственные.
А ещё необходимо научиться различать негативные истории, которые мешают нашему росту. Одна женщина всю жизнь считала себя Золушкой. Работая с историей собственной жизни, она вдруг осознала, что всегда была гадким утенком. Не обиженной сестрой, а непризнанным лебедем. И только поняв это, она перестала ждать прекрасного принца и отправилась на поиски стаи лебедей.
А что если у меня нет таланта? – боясь взглянуть на себя и свою жизнь через свои интерпретации и истории спрашивают многие.
Но кажется, что вопрос совсем в другом: "А что если у меня есть дар и способности, и особенности, но в этой жизни я так и не осмелюсь ими воспользоваться?"
"А что если я по природе робкий, застенчивый человек?" – "А что если по природе ты необыкновенна, но просто не желаешь поверить в себя?"
"А что если я по природе молчаливая, пугливая девушка?" – "А что если ты можешь спокойно и уверено выражать свою речь, просто кто-то когда-то приказал тебе замолчать?"
А что если… мы так и не узнаем себя настоящих?
С этого вопроса мы и начинаем. Мы пишем автобиографию, но пишем ее не как произведение искусства, а с практической целью: чтобы отыскать в ней подробности, которые пригодятся нам в любом виде творчества. Пусть наша жизнь послужит нам материалом.
Ощущать собственную уязвимость подчас очень нелегко. Заново переживать болезненные моменты даже тридцать лет спустя бывает мучительно. Именно поэтому полезно не забывать, что, описывая какое-нибудь происшествие, мы также можем и переписать его заново.
Рассказывая свои истории, мы можем увидеть в них неожиданные причинно-следственные связи. На протяжении многих лет девушка стыдилась одного периода в молодости, когда непонятно почему вдруг переспала с разными взрослыми мужчинами, некоторые из которых оказались женатыми. И не могла себе этого простить. Работая с историей жизни, она осознала еще кое-что: "Да, мои родители тогда развелись со скандалами, судами, отец уходил, громко хлопая дверью, вот я и слетела с катушек..." Впервые она поняла, почему так поступила. Впервые она почувствовала не стыд, а жалость к той, юной, себе. Ей тогда нужен был вовсе не секс, а поддержка и чувство защищенности, которую она стремилась получить от мужчин возраста примерно её отца.
Когда случатся озарения такого рода, обычно возникает желание остановиться и хорошенько поразмыслить. Не останавливайся, не задерживайся у каждого эпизода долго. Подобные открытия, конечно, прекрасны, но они лишь средство, тогда как цель – творческое возрождение. А это значит, что ещё над многим придется поработать. Поэтому продолжай двигаться вперед.
Пиши быстро и не редактируй. Это не сочинение и не урок чистописания, совсем наоборот. Это не искусство. А скорее археология: поиски себя. Не нужно мудрить. Иногда описание жизненных событий может стать сильным переживанием. А может, наоборот, показаться скучным и далеким. Продолжай писать.
Не гонись за эмоциями. С другой стороны, если вдруг переполнят чувства, не забывай: какими бы сильными они ни были, они все равно. Но позволяй себе чувствовать. Помни, что только ты сама должна решить, важным ли было то или иное событие.
Еще один положительный эффект, причем не менее ценный заключается в том, что история жизни не только служит нам исходным материалом для творчества, но и дарит уверенность в себе: мы принимаем и начинаем любить себя такими, какие мы есть. Творческим людям нужны не только образы, но и внутренние силы, чтобы оперировать ими. Ты обогащаешь свои запасы образов и возвращаешь себе индивидуальность.
Если вдруг застрянешь или пожелаешь немного себе помочь, сделай вот что.
Раздели тетрадный лист по горизонтали на три части. Вверху напиши "1-5 лет". В центре "5-10 лет". И внизу "10-15 лет". На следующем листе – то же самое, пока не дойдете до нынешнего возраста. И в каждом участке ответьте на следующие вопросы:
· Где ты жила?
· С кем проводила время?
· С какими животными дружила?
· Любимое блюдо?
· Любимая игра?
· Любимая музыка?
· Лучший друг/подруга?
· Любимые игрушки?
· Любимые занятия?
· Любимые увлечения?
· Любимая одежда?
· Какие важные события произошли тогда?
· Что ты помнишь ярче всего?
Не удивляйся, если некоторые ответы будет трудно отыскать. Это "посевное" упражнение. Задавая такие вопросы, будто сажая семена, мы стимулируем поток воспоминаний. Для того, чтобы ростки взошли нужно немного терпения.
Даже если не писать связного текста, а всего лишь ответить на эти вопросы, уже можно многое осознать. Когда я пытаюсь представить, какой была от пяти до десяти лет, то вспоминаю, как собирала фантики для своей коллекции, писала объявление о розыске пропавшей собаки – Боны, от которой родители и рады были бы избавиться.
У каждого из нас есть такие истории. Воскрешая их в памяти, мы воскрешаем и собственное представление о себе. Поэтому вспоминай себя.
Это твоя история. Поэтому не критикуй написанное. Если вдруг вспомнила что-нибудь – чудную настольную лампу с разноцветным абажуром или двухъярусную кровать – доверяй памяти и записывай. "Лампа". "Кровать". И возможно мне чтобы достичь душевного равновесия, так не хватало именно такой настольной лампы с великолепным абажуром?
Период до пяти лет может занять двенадцать страниц, а может всего одну. Не нужно торопиться. Если написать слишком мало, есть опасность, что ты всего лишь выразишь скупое представление о себе, сформированное семьей и друзьями. А если слишком много – можно так никогда и не закончить. Мы ищем равновесия между краткостью и перебором.
Если воспоминание яркое, доверяй себе. Ведь только ты здесь имеешь значение. Если событие поразило тебя, это важно. У каждого из нас есть необыкновенные истории, и единственная публика, которая нам нужна, – это наше собственное внимание и понимание.
Когда пишешь, необязательно все время твердить "я, я, я, я", иногда нужно говорить "он, она, они" и рассказывать, как выглядели твои отношения с близкими.
"Он
ударил меня".
"Она увела у меня парня".
"Они переехали в соседнюю квартиру".
Позволь себе включать в текст всплывающие в памяти интересные подробности: "Бабушка всегда ужасно тщательно мыла руки".
Некоторые озарения могут удивить. Но они дарят свет, чтобы можно было получше разглядеть и узнать себя. Конечно, работая над историей жизни, мы стремимся вспомнить о главном, но при этом выходят наружу и приятные мелочи. Что тебе тогда нравилось? Попытайся рассказать об этом, будь то одежда или занятия в институте. Все это маленькие осколки истинного "я". Обрати внимание, что, вспоминая определенные места и события, ты также можешь ощутить некую связь с собой в молодости и даже перенять то настроение: радостное, грустное, задумчивое или шаловливое...
Слово "самобытный", которое мы употребляем применительно к творчеству, состоит из слов "сам" и "быть". При написании истории жизни мы исследуем, кем мы были и кем являемся – сами по себе. Тем самым мы находим в себе более яркие краски и усиливаем уникальную личную жизненную силу. Вспоминая собственную жизнь, мы понимаем, что она принадлежит нам. История жизни помогает нам быть/иметь/ делать/творить нечто особенное.
Вот несколько озарений, которые случились со мной при работе с биографией:
- Я вдруг осознала, что в моей жизни главное внимание я уделяла своим чувствам. Ведь описывала главным образом свои переживания и чувства. Может быть поэтому я хорошо понимаю, что чувствуют другие?
- Я больше не чувствую, что прошлое держит меня, это всё прошло. Мне наконец удалось принять всё, что было так, как оно было;
- Я вдруг осознала, сколько у меня интересов в жизни было, а мне всегда казалось, что я мало чем интересуюсь;
- Я – это я, а другие – это другие. И мы не можем проживать свою жизнь за других, ровно как и позволять другим проживать нашу.
- Я вдруг удивилась, сколько еще мусора мне пришлось выгрести, даже после двух лет, казалось бы, непрерывного самокопания!"…
Над этим заданием работай следующие две или три недели. Оно подарит ощущение личной целостности, а также позволение выражать, воображать невыразимое. Другими словами, хотя история жизни сама по себе не является творчеством, она станет для него источником.
Воскрешая воспоминания, мы
получаем доступ к содержащейся в них творческой энергии. Они становятся не
только источником вдохновения, но и топливом. И дарят нам не только идеи, но и
силы, чтобы воплотить их в жизнь. Настоящее искусство создается изнутри, а не
снаружи. А для этого надо знать, что у нас внутри, и это самопознание требует
уединения и внимания. Это и есть плоды работы с историей жизни.
Хочется большего? - Приходи на Курс творческого возрождения! Вот и отзывы! Сотвори свою жизнь! :-) На сегодня всё!!! В следующем выпуске мы продолжим наше творческое возрождение!!! С благодарностью, Евгения!