Бал-маскарад. Кто из нас не мечтала побывать на нем, превратившись из скромной девочки в загадочную незнакомку или из снежной королевы в озорную шалунью? Мы выпускаем на волю свою "тайную личность". Маскарадный костюм нередко отражает скрытые черты характера, которые мы не проявляем в повседневной жизни. В каждой из нас "содержится множество". И жизнь станет ярче, если познакомиться с этими тайными личностями и предоставить им возможность говорить и действовать.
При работе с историей жизни ты уже рассмотрела поближе многие забытые и утраченные стороны своей личности. Быть может, ты отчетливо вспомнила, как любила мастерить своими руками или продавать в импровизированном магазине, или наряжать кукол в диковинные платья? Все эти воспоминания говорят о том, какие тайные личности живут в тебе сейчас. Позволь мне привести пример.
Одна из моих тайных личностей – Строгая родительница. Она во мне появилась в результате заботы о моих родителях, которую я надумала проявить, посчитав в детстве, что им не хватает любви, заботы и внимания. Как и следовало ожидать, Родительница очень четко представляет себе, что хорошо, а что плохо. Как следует вести себя, а как – нет. Что значит воспитание, хорошее поведение, прилежность, манеры, вежливость.
За право самовыражения с постоянно борется еще одно мое тайное лицо – легкомысленная вредительница, которую я зову Врединка, которая стремится всё сделать наоборот. Они со строгой родительницей просто бились за пальму первенства, выматывая меня непрерывно. Родительница говорила: нужно делать так, это для нас очень важно. Врединка тут же начинает думать, как вывернуться наизнанку и сделать с точностью до наоборот то важное и нужное, что придумала Родительница. Они – абсолютные противоположности, но им пришлось договориться. Иногда заставить их уживаться бывает непросто – но это совершенно необходимо. Если бы я целиком подчинилась Родительнице, то жила бы целомудренно, правильно, строго. Под властью Врединки я бы жила беспечно, в свое удовольствие. Я же пытаюсь совмещать их влияние и жить весело, но продуктивно.
Еще не менее важная моя личность – это исследовательница. Она смотрит и на Родительницу, и на Врединку, и на остальных – и думает, кто зачем и почему себя так ведет, дает каждой советы, как и что лучше, как изменить, что сделать и предпринять. Она – зануда, скажет как наилучшим образом вести себя, покритикует, все выведает, расскажет, почему так произошло, а не иначе. Иногда ее хочется убить за то, что она все знает. Но в работе она – на первых ролях. Её слушают все остальные! :-)
Исследовательнице помогает вечная ученица. Одна изучает, вторая объясняет, почему так на основе изученного. Ученица, конечно же, любит учиться еще с первого класса. Жаждет узнать новое. А что? А как? А что будет, если…? Какая интересная книга! Ух ты, этот метод нужно обязательно попробовать! Так сегодня занимаемся этим… Если бы я была всё время вечной ученицей, то только и делала как изучала все новое или вспоминала уже подзабытое старое. А остальное бы игнорировала.
Все личности важны для меня. Они являются частью меня самой, и, чтобы оставаться в гармонии с собой, мне необходимо прислушиваться к ним. Все это проще понять, если представить, что человек – это не отдельный музыкальный инструмент, а целый оркестр. У каждой из наших тайных личностей есть свой тембр, который обогащает песню жизни.
Пока мы не признаем и не примем свои тайные личности, с некоторыми из них будет не очень-то легко ужиться, – особенно если мы запираем их в чулане, а они время от времени выпрыгивают оттуда и пугают нас до смерти. "А это еще откуда?!" – восклицаем мы, когда одна из таких скрытых личностей дает о себе знать.
Может быть, окажется, что на людях ты появляешься в наименее приятном из своём образе. Возможно, хочется одобрения, и ты играешь роль Всепомогающей или пай-девочки. Копнув глубже, ты вполне можешь обнаружить более свободные и живые, более близкие и предпочтительные для тебя личности. Другими словами, твой преобладающий облик может целиком перекрывать путь самовыражения для тайных личностей, которые так и мечтают вырваться наружу, чтобы придать тебе сил и раскрасить жизнь яркими красками.
Когда мы позволяем своим тайным личностям высказаться, наше видение той или иной ситуации может быть более взвешенным. Например, ваше привычное "я" может твердить вам: "Да ладно тебе, не жадничай..." Но такой подход не принесет вам ничего хорошего на работе при обсуждении новой идеи, где другой, например, пытается выдать твою разработку за чужую. И пока привычное Я думает: "Ведь это случайность, он не нарочно приписывает себе мою идею..." – Внутренняя злыдня не только подумает, но и скажет: "Постойте-ка. Это мое предложение. Давайте не будем забывать, чья это заслуга!"
Познакомившись со своими тайными личностями, мы становимся своего рода регулировщиками. И можем указать, какой из них надо действовать именно сейчас. Собрав своих тайных личностей на совет директоров, можно применить на деле мудрость каждого из них. А добиться этого очень просто – нужно лишь взять лист бумаги, задать вопрос и позволить каждой из личностей высказать свое мнение и предложить план действий. Признав права и ценность каждого голоса, ты скорее примешь себя и почувствуешь себя увереннее.
У меня есть тайная личность, которую я называю Роковой Женщиной. Мой повседневный облик – Очаровательная девушка. Однако мои вечерние туалеты отражают любовь ко всему, что подходит роковой женщине: прозрачное кружево, черные и красные платья, бордовые чулки, туфли на шпильке...
Женщина-Вамп – не менее важная моя часть, чем хорошая девочка. И если я не позволяю такой Женщине быть, скромница начинает изнывать. Все дело в равновесии.
Узнав и признав свои тайные личности, мы будем принимать решения более целостно. И жизнь станет гораздо более яркой и многогранной.
***
Поздний вечер. Или ранняя ночь? Я откинулась в кресле и лениво наблюдаю, как принтер, тихонько жужжа, исправно выдает лист за листом. Моя книга. Двести с лишним листов радости, боли, сомнений, размышлений. Вся моя жизнь. Нет, немного не так. Изрядный кусок моей жизни. Я и мои мужчины. Так я решила назвать книгу.
Я жду, когда вылетит последний лист, чтобы приступить к празднованию. Передо мной на столе – бокал с мартини, тарелочка с фруктами, хороший шоколад. Импровизированный банкет по случаю…
- По случаю несостоявшейся любви, - подсказывает мне Скептически Настроенная Дама.
- Цыц, - беззлобно отвечаю ей я. – Любовь-то состоялась, это семья не состоялась…
«Собственно, почему? - возражаю я сама себе. – Есть я, есть Александрос и Мария, и это – моя семья». А муж и папа… Собственно, ради этого я и затеялась писать книгу. Чтобы разобраться! И покончить наконец с этими призраками из прошлого, чтоб они все были здоровы. Тогда и только тогда, когда я разберу свои внутренние руины и завалы, я смогу построить на этом месте Хрустальный Дворец новой любви.
Принтер трудится. Стопка листов растет. В них – целая эпоха. От 16 лет и до этого дня. Есть такая книга автора Пикуля – «Три возраста Окини-Сан». Так вот, в моей – тоже три возраста. Только моих. Три возраста – три мужчины. Три несостоявшихся любви. Или все-таки состоявшихся?
- Состоявшихся! Состоявшихся! – подпрыгивает Восторженная Дурочка.
- Состоявишхся-застоявшихся, - угрюмо бурчу я. – Помолчи, не отвлекай классика от нетленки.
Все эти персонажи – тоже я. Вы не подумайте, я не шизофреничка. Просто у меня богатое писательское воображение и склонность к самоанализу. Вернее, это я так думала, что к самоанализу. На самом деле я всегда анализировала, разбирала по косточкам, раскладывала по полочкам не себя – их. Моих мужчин.
А себя начала только тогда, когда решила написать эту книгу. И вот тогда я с удивлением обнаружила, что я – очень неоднозначная фигура.
Потому что не успела я перейти ко второму листу, как они стали проявляться. Сначала Восторженная Дурочка… А потом и остальные. И каждая подсказывала, комментировала, вспоминала…
Я писала книгу долго и за это время успела полюбить их. Полюбить себя… Разную! И такую… И такую… И еще такую вот…
Уверяю вас, это было непросто – принять их всех. Сначала они реально выводили меня из себя. Особенно эта, Скептически Настроенная… Она только и делала, что критиковала, насмешничала и выставляла меня полной дурой. Я любовно называю ее Злыдней. Потому что она иронична и беспощадна. Временами мне очень хотелось заткнуть ей рот – или заткнуть уши хотя бы себе, но я не могла – ведь она звучала не снаружи, а внутри. Потому что была частью меня. Кстати, теперь я полагаю – лучшей моей частью. Жаль, что я раньше ее не слышала… Скольких ошибок удалось бы избежать! Зато не случилось бы этой книги…
- Так что нет добра без худа, нет худа без добра, - назидательно говорит Карина Премудрая.
- А то! - соглашаюсь я.
Премудрая – это тоже я. Оказывается, во мне имеется кладезь всяких сентенций, моралитэ и полезных сведений. Кто бы мог подумать? Опять же, спасибо книге – теперь я знаю это. Соответственно, всегда могу воспользоваться. Хоть что-то…
Знаете, я теперь всем буду советовать: хотите что-либо завершить – изложите это на бумаге. Очень способствует! Выплеснули – и внутри освободилось место для чего-то новенького… И еще – если повезет, вы можете по-настоящему познакомиться с собой. По факту – обрести целостность. Соединить всю разношерстную толпу своих субличностей в единое целое. В себя…
Оказывается, я себя совсем не знала! Сейчас я кажусь себе кристаллом со множеством граней, и каждая из них – самобытна и оригинальна. У каждой из них есть свой образ. Они такие разные…
Восторженная Дурочка представляется мне воздушным тонконогим созданием с каштановым «хвостиком» на голове, а на носу у нее стрекозиные розовые очки, делающие мир нереально радужным и совершенно искаженным.
Карина Премудрая – в строгом английском костюме, с гладкой прической, очень стильная и выдержанная.
Скептически Настроенная Злыдня одета в какой-то разноцветный балахон (всплывает полузабытое слово «капот») и напоминает мне то ли колдуна Вуду, то ли тетю Хаю «с-под Одессы».
Есть еще Жертва – та босая, в белом платье, с обнаженными руками и в белом веночке из лилий. Ее всегда хочется не то пожалеть, не то обидеть – сама не пойму…
Упрямица носит драные джинсы, майку с надписью «Fack you» и клепаные браслеты.
В общем, разные они… А в центре – я, Карина, собственной персоной, героиня своего романа, прошу любить и жаловать! Дирижер всего этого разношерстного оркестра… Я поймала себя на том, что теперь часто говорю о себе «мы». «Мы решили», «мы устали», «а хотим ли мы?». Мы, Карина Первая…
- Ну что, Карина Первая? – бодро спрашиваю я себя. – Мы сделали это?
Ответом мне тишина – когда внутренний конфликт разрешен, оркестр души звучит в унисон. Внутри разливается тепло и чувство глубокого удовлетворения. Я знаю, теперь довольны все – и Скептически Настроенная Злыдня, и Премудрая, и даже Дурочка, и еще много-много других моих ипостасей.
Мы все-таки сделали это!
Отрывок из книги Эльфики и Алины Ломакиной: Я и мои Мужчины. Путь в себя.
***
Позволь себе выполнить следующие задания в духе бала-маскарада. Мы приглашаем свои тайные личности стать явными, чтобы они тоже смогли сыграть свою роль в нашем воображении и жизни.
Включи игривую мелодию, зажги свечу или благовоние. – Этим мы добиваемся сочетания звука и запаха, которое изменит привычную обстановку и позволит мечтать.
А теперь назови свои тайные личности. Сопротивление может проявляться в виде мыслей вроде: "Если я о них знаю, как они могут быть тайными?" Не нужно понимать все так уж буквально. Мы всего лишь стараемся увидеть самих себя в таком виде, в котором редко появляемся на людях. Если трудно, обратись к истории жизни. Может, твои тайные личности со школьных лет все ещё с тобой? (Моя Скромница родилась в восьмом классе, когда я перешла в новую школу. До этого я была Лидером) А возможно, они проявились после двадцати? (А роковая Женщина – около 20 лет, когда я заметила, какими взглядами меня провожают мужчины).
Если ты пришла в ступор, напиши список того, что тебе больше всего нравится, из двадцати пунктов и спроси себя, какая часть тебя предложила каждый из них. Этого должно быть достаточно, чтобы придумать пару имен. Перечисли эти личности:
1.
2.
3.
4.
5.
6. …
Что у них в шкафу? Выполняя это задание, представь себе, что открываешь шкаф каждой из твоих тайных личностей. Подробно опиши пять вещей, которые нашла в каждом из них. Например:
Скромница: длинные юбки, свободные, легкие сарафаны, закрытые туфли, строгие платья с воротничками чуть ниже колена, с длинными рукавами, куча одинакового белья, светлый шарф, пальто шерстяное светлого цвета;
Роковая Женщина: красные чулки, бордовые чулки, которое красное платье, черное строгое платье, туфли на высокой шпильке, длинная свободная юбка с длинным разрезом до ягодиц, белая рубашка, коротенький халатик, корсет, подвязка, прозрачная блузка, полупрозрачное платье телесного цвета, манто меховое;
Деловая: черные обтягивающие юбки разной длины, черный жакет, блузки – костюмы, чулки, туфли закрытые на среднем каблуке, стильные аксессуары, шарфики, куча элегантного нижнего белья, роскошная норковая шуба, небольшая сумочка;
Наивная Девочка: платья: в горошек, в цветочек, забавный рисунок, с кружавчиками и без, с рюшечками, бантиками, смешинками, снежинками, куча белых колготок, школьная форма, куча платочков, туфельки, заколки, банты, шарики;
Путешественница: рюкзак, джинсы, кроссовки, ветровка, купальник, теплая кофта, длинный шарф, носки, сменка, вторые джинсы, удобные брюки, мокасины, чулки, нижнее белье;
Интеллектуалка: элегантное пальто, стильные большие пуговицы, огромный светлый шарф, полуботиночки на каблуке, украшения из серебра или полудругоценных камней; ожерелье, одежда в стиле Шанель;
Мастерица: яркие платья, кофточки, блузочки, разных цветов, размеров, капри, длинные брюки, потертые джинсы, яркого цвета сабо, шлепки, - совместимое и нет.
Какой была бы твоя жизнь? Здесь предстоит представить, какой была бы твоя жизнь, если бы каждая из тайных личностей была в ней главной. Мне нравится начинать с самого скучного персонажа, который всячески мешает развлекаться. На пять минут представь себе, как бы ты жила под его руководством. Не очень-то разгонишься, правда? А теперь попробуй взять самого веселого. Какой жизнь была бы тогда, будь эта жизнерадостная девчушка? И снова – пиши около пяти минут.
Далее поработай с теми личностями, что оказались меж двух полюсов. Пусть каждая из них попробует побыть главной. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Недотрога нужна точно так же, как и Шалунья. Домоседка может удачно соседствовать с путешественницей. Художники часто привыкают выражать одну из тайных личностей, забывая о других. Возможно, ты считаешь себя и свое самовыражение «серьезным» или «чересчур легким»? Научившись принимать и ценить другие стороны своего характера, ты сможешь также исследовать новые области в жизни.
Хочется большего? - Приходи на Курс творческого возрождения! Вот и отзывы! Сотвори свою жизнь! :-) На сегодня всё!!! В следующем выпуске мы продолжим наше творческое возрождение!!! С благодарностью, Евгения!