Магический Танец О том, что правильно не только шевелить извилинами, но и напрягать ягодицепсы
Бывает, я летаю во сне. Я знаю, что это такое, - когда на бегу открывается второе дыхание, и я вполне способен пробудится в нужный момент без будильника. Если верить ключнику, то обучаемость моего тела на высоте. И хорошо, потому что мне вроде бы не нужно обращать особого внимания на разминку, не так ли? Для упражнений, описанных ниже (точно так же как и для любых других физических упражнений) полезна разминка. Чтобы понять, к чему это должно привести, подумайте о следующем: если какая-то часть тела размята "правильно", то тело в этой области стремится двигаться само по себе. Результат вашей разминки - это готовность тела к немедленному произвольному движению, но и не более того. Целью разминки всегда является раскованность. Какой конкретный комплекс упражнений вы для этого изберете – не суть важно. Обратитесь к своему опыту занятий спортом в юности, хотя бы физкультурой в школе, ежедневной утренней зарядкой в детстве и т.д. Рекомендую не просто по-тупому пытаться выполнять нужное число движений (спорим, вы ведете счёт до 10? Ну как, - я не выиграл?), но стараться как можно более полно по- и про- чувствовать каждую часть вашего тела, с которой вы работаете в каждый момент времени. Такое внимательное отношение к телу даёт для магического танца больше, чем все физические движения, вместе взятые.
Лично я могу посоветовать вам хорошенько разработать суставы,мышцы и связки сначала только на одной стороне тела (предпочтительно на левой – осознаваемой большинством гораздо слабее, чем правая).
После того, как вся левая половина тела, от ступней до головы, будет размята – сделайте небольшую паузу. Просто походите по комнате для того, чтобы почувствовать, чем именно ощущения в левой половине тела отличаются от ощущений в правой. Это сравнение поможет вам понять преимущества "размятого” тела перед "неразмятым”. Затем повторите все свои упражнения для правой стороны.
(Также весьма полезно включить в свою разминку упражнения на чувство равновесия, - к примеру, различные способы стояния на одной ноге . Сам я обычно практиковал для этого прыжки на месте с поворотом в воздухе на 180 и 360 градусов (т.о. вы приземляетесь или встав в направлении, противоположном первоначальному или, сделав в воздухе полный разворот - в первоначальную сторону). Это упражнение, в свое время использовавшееся в тренировке советских космонавтов, превосходно развивает вестибулярный аппарат).
Есть, всё-таки, какой-то смысл в том, чтобы выделить из всей шаманской практики исключительно движения тела и работать повнимательнее именно над этим. Конечно, в своей повседневной жизни вы двигаетесь. Как же иначе? Даже в туалет, казалось бы, нельзя сходить без никакого движения. Одна уборка дома чего стоит...
И к какой же магии это в итоге приводит...
Легко заметить, что обычно мы не двигаемся свободно, мы всего лишь следуем жестко закрепленной схеме. Наши движения обусловлены. Понятно, о чем речь? Я говорю о личной истории. (например, начало собственного процесса старения я осознал лишь тогда, когда в моей прихожей непринужденным образом возникла табуреточка для сидячего надевания туфель. Не то что бы гибкости суставов не хватает, но так - просто проще:)).
Мы и так уже танцуем свой собственный "магический танец"... Беда только в том, что этот танец у нас - единственный. И результат нашего единственного танца, в общем-то - у нас перед глазами. Это жизнь, которую мы живём. Если вы хотите чего-то другого, чего-то ещё, - попробуйте станцевать по-другому.
Сейчас ваши движения слишком механистичны и, из раза в раз - одни и те же (в подтверждение чему есть простой эксперимент: выполнять домашнюю работу не доминантной рукой (как правило, это - левая), частично ограничив подвижность другой (скотчем, например, обмотать). И всё то, что я пытался сказать в этом абзаце ( впрочем, вышло немного сумбурно...), вы, в результате такого эксперимента, легко осознаете и поймете сами. Насколько наши обыденные движения шаблонны. Настоятельно рекомендую также, сразу же испытать на себе магическую силу Я-Танца).
"В современной культуре, казалось бы, неявно подразумевается, что танец - это либо профессиональное искусство, либо некое бесполезное развлечение. Особенно сложно преодолеть этот барьер мужчинам. Традиционно в нашем обществе мужчины самовыражаются в спорте. Поэтому мужчинам вообще сложно использовать танец как способ сомопознания и как инструмент для магических целей. "
В большей или меньшей мере, это относится ко всем взрослым. Когда ребенок радуется, огорчается или просто играет, он выражает свои эмоции в полной мере как словесно, так и физически. Причем при выражении эмоций ребенок часто совешает именно ритмические движения. Мы, взрослые, обучились сдерживать свои эмоции и потому нам может показаться странным начать танцевать так, как это естественным образом делают дети.
"Понаблюдайте за играющими детьми. Действительно они часто мурлычат, раскачиваются и кружатся под какую-то свою внутреннюю мелодию. Посредством Магического Танца мы пробуждаем этого ребенка в себе".
Подготовительные Упражнения.
Хотя хочу вам сказать, что, в принципе, любая разминка - это фуфло. Лучше уделите больше времени описанным ниже упражнениям Магического Танца, которые сами по себе прекрасно подготавливают тело к чему бы то ни было.
* Упражнения Магического Танца в целом не требуют много свободного пространства, так как при их выполнении достигаются определенные эффекты, которые создают иллюзию пространства, силы и времени.
* Тем, кто испытывает неловкость во время танца, следует танцевать несколько раз в день, чтобы избавиться от неловкости и внутренней скованности.
* Через несколько недель регулярных занятий вы заметите реальные изменения. Ваша энергетика увеличится, настроение будет приподнятым. Вы с нетерпением будете ждать продолжения игры (что частично можно объяснить через образование, во время длительной физической активности, эндорфинов.).
* Упражнения и движения, описанные ниже - это
лишь исходная точка. Если вы возьмете их в качестве основы для дальнейшей практики, то - вы на правильном пути. Приступим:
* Творческая Ходьба (Тед Эндрюс): На физическом уровне внешний вид и рисунок любого танца определяют прежде всего шаги и подобные им движения. Различные вариации этих движений( подскоки на одной ноге, прыжки, бег галопом, кружение и пр.) хорошо известны нам еще с детства. Поэтому высвобождение нашего творческого потенциала проще всего начать именно с ходьбы. Ходьба естественна для нас, она начинает разрушать барьер, приучает к ритму.
• Найдите уединенное место и выберите любимую музыку, согласно вашему внутреннему состоянию;
• Вначале просто сядьте и послушайте ее. Почувствуйте ее. Ощутите ритм. Затем: • Сами превратитесь в ритм (букв. станьте ритмом): попробуйте переносить вес тела с ноги на ногу в ритм музыке, не отрывая ступни от пола. • Встаньте и начните ходьбу под музыку. Ориентируясь на ритм, задайте темп ходьбы. Можете ходить вперед и назад или двигаться по кругу. Делайте все, что находите нужным;
• Через несколько минут смените музыку и немного попрыгайте под нее. Экспериментируйте! Попробуйте самые разнообразные шаги, прыжки, подскоки, подпрыгивания на одной ноге, бег вприпрыжку, галопом, скольжение, кружение и т.д. Чем больше вариантов вам удасться вспомнить, тем лучше. В идеале вы должны стремиться к тому, чтобы каждое следующее ваше движение или сочетание движений было новым и не походило на предыдущее. Ключевое слово - разнообразие
• Выполняйте движения в той последовательности, в которой вам захочется. . Одновременно с этим вы можете размахивать руками, хлопать в ладоши или издавать разные звуки, если у вас возникнет такое желание. Делайте все, что угодно. Вы высвобождаете свой творческий потенциал.
"Вы можете обнаружить, что выглядите несуразно и глупо. Так как никто вас в этот момент не видит, вы сможете вдоволь посмеяться над собой. Смех - это основное средство для преодоления собственной скованности. Помните, что танец прежде всего несет раскрепощение. Развлекайтесь ! "Я сам начал и всем рекомендую начинать танцевать именно с этого упражнения. Если вы попробуете, то заметите, что начать танец таким вот способом - очень естественно и легко. А если вы будете продолжать, то с самого же начала выработаете у себя динамичный и раскрепощенный стиль.
Кроме того, неслабо помогает и то, что вы двигаетесь под отобранную лично вами музыку, равно как и в следующем упражнении:
Танец Отдельными Частями Тела (. . .):
Продолжая генеральную линию на раскрепощение человеческого существа, мы пока не будем заморачиваться над тем, - одинаково ли мы осознаем все области своего тела. Мы не будем думать над тем, насколько нас ограничивают наши мышечные зажимы. Мы просто мысленно разделим себя на части и будем танцевать ими по-отдельности.
В самом простейшем варианте, мы сможем начать, не вставая, хоть прямо сейчас:
• Начните танцевать ступнями ног. Сознательно удерживайте тело в прежнем статичном положении, позволяя двигаться только ступням: переминаться, перекатываться и вращаться с пятки на носок. Подойдут любые движения, лишь бы они были в ритм музыке.
когда вам это всё надоест, • встаньте и начните танец ногами. Руки лучше вообще прижать к корпусу. После чего
• попробуйте совершать различные, в ритм музыке, телодвижения только туловищем (корпусом), а потом
• остановитесь и начните танцевать исключительно кистями рук. Наигравшись,
• подключите к танцу руки целиком, рождая движение в плечевом и локтевом суставах. После
• танцуйте одной головой, всячески извиваясь шеей. В конце,
• попытайтесь объединить движения всех этих частей в каком-нибудь забавном танцевальном па.
После нескольких дней такого тренинга, эту цепочку: ступни, ноги, туловище (корпус), кисти рук, руки, голова, лучше
сменить на другую последовательность.
• Конкретные части тела - произвольно.
Вы можете пойти как в сторону большего дробления на части (пальцы ног-ступни-колени-таз-поясница), так и в сторону объединения частей (например, кисти рук + ступни ног или шея + колени). Простор для свободного творчества.
Советую только придумывать последовательность заранее, и придерживаться строго её, чтобы не растеряться и не растерять энергию вашего танца в хаосе. Хорошие результаты даёт танец левой и правой сторонами тела по-отдельности.
Когда вы немного заматереете, пора будет обратить внимание специально на неосознаваемые части тела. Вы уже наверное, заметили, что осознание и свобода движений присутствуют в нашем теле неравномерно. Легче всего поддаются осознанию те части тела, которые ежедневно используются в каких-нибудь действиях, в то время как те, которые не играют непосредственной роли в повседневной жизни – сознаются смутно. Нам придёться искать.
• Специально отмечайте те области вашего тела, где вам трудно что-либо ощутить, где вы просто не представляете как двигаться и где двигаться вам лень и неохота, где движения ваши - скованны и корявы.
• Танцуйте именно этими частями тела по-отдельности. Старайтесь ограничить, насколько это возможно, участие в движении других частей тела.
Чтобы правильно выполнить упражнение, вам необходимо развить тонкое мышечное чувство - убедитесь, что движение задает именно нужная вам часть тела (например, если это будут бедра - убедитесь, что движения задают не икры и не мышцы брюшного пресса, а именно бедра).
• Если данный участок тела в движениях заведомо ограничен (например, мышщы черепа - "скальп"), выделите здесь произвольную точку (обычно - в центре требуемой области) и попробуйте описывать этой точкой в воздухе различные круги, эллипсы и кривые линии.
• Наконец начните менять музыку
Обратите внимание, какие части тела под какую музыку движутся более свободно, - так вам легче будет высвобождать энергию в дальнейшем.
К слову сказать, иногда может быть полезным танцевать сначала перед зеркалом (сосредоточившись на плавности и гибкости движений), и уже только потом - обратив свой взор внутрь себя и сосредоточившись на ощущениях тела.
** **
Этих двух упражнений уже более чем достаточно, чтобы не стыдно было сходить в ночной клуб :) Действительно, нет ничего, что бы не было доступно для танцующего, основательно поработавшего с ними. Однако непостижимым образом это опровергается следующими двумя, не меньшей мощности :
"Джаз Тела"( В. Козлов, А. Гиршон) И авторы упражнения и мы вслед за ними - поделим тело человека и сферу всей его двигательной активности (кинесферу) на 3 горизонтальных (а, также, на 2 вертикальных) сектора.
По сути в этом упражнении
вам предлагается представить и почувствовать окружающее ваше тело пространство как некую правильной формы сферу, потенциально доступную для движений. Разделение этой окружающей вас "сферы" на сегменты помогает буквально увидеть, какие еще секторы пространства остались "не заполненными" вашими движениями.
• Под выбранную музыку начните танцевать на каждом из этих уровней, последовательно поднимаясь снизу вверх. Горизонтально тело делится на 3 уровня:
• Нижний уровень- всё, что находится "ниже пояса"( от бедер вниз до земли). В движении-все доступное пространство вокруг ног, а также различного рода приседания, наклоны, ползание и т.д.
Соотносится со стихией земли.
Здесь же в двигательной памяти скрыты движения детства (ползание, ходьба на четвереньках и т.п.)
Танец в этой зоне подобен спуску к животным, земноводным, спуску в дочеловеческое, хтоническое. "В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком".
• Средний уровень- прежде всего корпус, а также, по Козлову и Гиршону, руки
Соотносимо со стихией огня (как правило, правая сторона), и воды (левая).
Ярус "ординарных движений". Здесь - местонахождение большинства наших двигательных клише, но
эта же зона скрывает и максимум возможностей - доступная амплитуда движений тела максимальна именно здесь.
По широте определяется размахом рук - это есть диаметр кинесферы.
• Верх- начиная от плеч. Также всевозможные прыжки и подскоки.
Соотносим со стихией воздуха
В этой зоне скрывается программа нашего нереализованного, "идеального Я". Мечты о свободе и полете.
Здесь же ии страх "оторваться от земли" (например, мужчины среднего возраста).
• На каждом из этих уровней следим за тем, чтобы заполнить танцем и вертикальные сектора сферы:
1. Перед: известное, явное, определенное.
2. Зад: соответственно: неизвестное, тайное, неопределенное.
Уделите особое внимание всем движениям, основанным на переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения).
• В финале ваш танец должен как можно более полно объединять разные сектора кинесферы в одновременном раскованном движении.
Главная задача остается той же самой - найти в воображаемой сфере вокруг вас области, обычно не заполняемые в процессе танца и направить свои движения на всесторонний охват этих областей.
"Пять Ритмов"(Габриэла Рут)
А вот здесь поиграем с параметром, с которым ещё не играли - с качеством ваших движений, с их ритмом. Известный городской шаман и танцор Габриэла Рут разбила все движения всех человеческих танцев на пять базовых ритмов, которые также чрезвычайно полезно прорабатывать один за другим, подобно тому как в предыдущих упражнениях нами прорабатывались иные аспекты и параметры танца. Казалось бы, для каждого из пяти ритмов должна подбираться специальная музыка . Однако я заметил, что, при наличиии хотя бы минимального танцевального опыта (какой будет у каждого, выполнявшего 3 предыдущих упражнения:)), целесообразней прорабатывать все пять ритмов под одну и ту же музыку, каждый раз настраиваясь на созвучный вашей задаче ритмический компонент (например, ударные или наоборот, пение или же основную мелодию музыкальной темы): Начните танцевать, следя за тем, чтобы ваши движениия были только: • Текучие - соотносимые с "женскими". Все движения - плавные и текучие, без преываний.
• Резкие - соотносимые, наоборот, с "мужскими". Подобные ударам и толчкам.
• Хаотично - сейчас постарайтесь сделать ваши движения как можно более беспорядочными и необдуманными. Выпустите весь хаос, таящийся в вас! • Тонкие, изящные ("полет бабочки") - отличается от 1 тем, что "женские" - более плавные, округлые и в то же время мощные, с вложением внутренней силы, пусть и с упором на гибкость, - в то время как здесь: более отрывистые траектории (держите в уме образ "порхания") плюс выполняется с ощущением легкости и невесомости в движущейся части тела.
• В финальном из пяти ритме вы стараетесь избежать любых явных движений. Танец совершается за счёт вибраций и пульсаций частей тела, сокращений отдельных мышц.
Данное упражнение рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью включившись в ритм и отдавшись процессу. Однако это - всего лишь вопрос личного удобства. Главное - проследить, чтобы разные ритмы движений не смешивались -например, во 2м ритме не должно быть никакой плавности, в "женских" движениях - никакой резкости и т.д.( в 3м - наоборот, следует избегать "остановки" на каком-то одном определенном ритме).
** **
Думаю, что для разминки этих четырех упражнений хватает с лихвой. Затратив на их последовательное выполнение 15-20 минут драгоценного времени, вы определенно приобретёте заряд силы и подвижности, достаточный для того, чтобы начать ваш магический танец.
Источник: http://plastmir.nm.ru/irkshamanito2307.htm
Поделись своим опытом от выполнения/осознания прочитанного Что понравилось, что нет? Что применила? Что нет? Давай не просто читать статьи, а находить то, что можно применить в жизни и делать это - так шаг за шагом жизнь преобразится! Оставляй комментарии! Если понравилась статья - посмотри объявление :-) в поддержку Клуба!
|