Правильное питание: мудрые традиции предков на благо будущих поколений
Часть 1.
Человеку свойственно ударяться в крайности. Если в голову попадает идея о закалке организма, то мы готовы грудных детей в прорубь окунать (не учитывая их физиологию и индивидуальность). Если попала нам в голову мысль, что сырые овощи и фрукты полезны – то мы начинаем есть все в сыром виде, думая, что от этого пользы будет больше.
Если промелькнула мысль, что растительная пища – это хорошо для организма, то давайте будем есть только одну растительную пищу.
Одним словом мы, в поисках «пользы» для себя готовы все довести до крайности.
Вопрос питания я очень подробно обсуждаю на семинаре, а также на индивидуальных приемах, когда «наблюдаю» беременность. И, казалось бы, чего проще говорить о питании, давать рекомендации, но нет! Питание связано с духовными практиками, и, говоря о питании, невольно касаешься духовных устремлений человека.
Мы все можем заблуждаться, собственной жизни мало, что бы сказать достоверно – КАК надо жить. Но одно для меня сегодня очевидно: мы можем заблуждаться, пробовать на себе разные теории и питания и оздоровления и важно уметь видеть, КУДА нас ведут наши принципы. Отслеживайте промежуточные результаты!!!
* Отсутствие простудных заболеваний вообще – не признак полного благополучия и увеличения здоровья. * Если вы болеете без повышения температуры (или ваш ребенок) это не признак увеличения здоровья. * Отсутствие месячных в детородный период – не признак того, что ваш организм очистился от «грязи» и больше месячные ему не нужны. * Если вы беременные и у вас низкий гемоглобин, маловесный ребенок – пора перестать ставить эксперименты. * Если вы закаляете новорожденного ребенка, делаете динамическую гимнастику, а он мало прибавляет в весе или совсем не прибавляет – вы делаете что-то не то. У него нет сил расти. * Состояние иммунитета можно отслеживать по общим анализам крови, поэтому сделайте их до вашего увлечения «оздоровлением» и во время. Подробнее об этом изучайте работы Санкт-Петербургского иммунолога А. П. Лебедева (пишет о нем Владимир Лабодин).
А теперь собственно представляю вашему внимаю исследование достойное изучения:
Правильное питание: мудрые традиции предков на благо будущих поколений
Более 60 лет тому назад стоматолог из Кливленда по имени Вестон А. Прайс задался целью провести серию уникальных исследований, которые займут все его внимание и энергию в течение следующих десяти лет. Прайс, отличавшийся аналитическим складом ума и интересом к духовным вопросам, был обеспокоен состоянием полости рта своих пациентов. Практически всегда у взрослых пациентов обнаруживались тяжелые формы стоматологических заболеваний, которые зачастую сопровождались серьёзными расстройствами прочих систем организма такими, как артрит, остеопороз, диабет, проблемы с кишечником и хроническая усталость (в те времена ее называли неврастенией).
Однако наибольшее беспокойство у него вызывали молодые пациенты. По его наблюдениям, всё у большего количества детей встречались слишком близко посаженные, кривые зубы, а также явления, которые Прайс называл «лицевыми деформациями», а именно неправильный прикус, слишком узкое лицо, недоразвитость носа и скул, а также слишком узкие ноздри. Такие дети практически всегда страдали от одной или нескольких проблем, столь хорошо знакомых современным матерям, включая частые инфекционные заболевания, аллергию, анемию, астму, плохое зрение, проблемы с координацией движений, утомляемость и неадекватное поведение. Прайс не мог поверить, что Господь уготовал человечеству такое «вырождение». Напротив, он склонен был считать, что, по замыслу Творца, все люди должны быть физически совершенными, а дети должны расти, не болея.
Вопросы, которые задавал себе Прайс, породили уникальную идею. Он решил посетить различные изолированные уголки планеты, жители которых не контактировали с «цивилизованным миром», с тем чтобы изучить состояние здоровья и физического развития населяющих их людей. В ходе своих путешествий он посещал оторванные от внешнего мира деревни Швейцарии и открытые всем ветрам острова у шотландского побережья. Объектами его изучения стали живущие в традиционных для себя условиях эскимосы, индейские племена Канады и южной части Флориды, жители южно-тихоокеанского региона, австралийские аборигены, новозеландские маори, перуанские и амазонские индейцы, а также представители коренных африканских племен. Эти исследования проводились в то время, когда еще существовали изолированные очаги проживания людей, не затронутые современными изобретениями; однако одно современное изобретение – фотоаппарат – позволило Прайсу навсегда запечатлеть тех людей, которых он изучал. Сделанные Прайсом фотографии, описания того, что он увидел, а также его удивительные выводы представлены в его книге «Питание и вырождение»; многие специалисты в области диетологии, которые последовали по стопам Прайса, считают эту книгу настоящим шедевром. Тем не менее, этот кладезь мудрости наших предков практически не известен современным врачам и родителям.
«Питание и вырождение» – это книга, которая меняет взгляд прочитавших ее людей на окружающий мир. Невозможно смотреть на привлекательные изображения так называемых «туземцев», видеть их широкоскулые лица с правильными и благородными чертами и не понимать, что в развитии современных детей наблюдаются серьезные проблемы. В каждом изолированном регионе, который посетил Прайс, он находил племена или деревни, где практически для каждого жителя было характерно подлинное физическое совершенство. Зубы у этих людей болели редко, а проблемы слишком близко посаженных и кривых зубов – те самые проблемы, которые позволяют американским ортодонтам покупать себе яхты и дорогие дома на курортах, – полностью отсутствовали. Прайс снимал и снимал эти белозубые улыбки, при этом отмечая, что местные жители неизменно отличались бодростью и оптимизмом. Эти люди отличались «прекрасным физическим развитием» и практически полным отсутствием болезней даже в тех случаях, когда им приходилось жить в крайне тяжелых условиях.
Другим исследователям того периода также был известен тот факт, что «туземцы» зачастую отличались высоким уровнем физического совершенства, а также прекрасными, ровными белыми зубами. Общепринятое объяснение этого заключалось в том, что эти люди сохраняли «расовую чистоту», и что нежелательные изменения формы лица являлись результатом «смешения рас». Прайс счел эту теорию несостоятельной.
В очень многих случаях изучаемые группы людей проживали в непосредственной близости от сходных с ними в расовом отношении групп, контактировавших с торговцами или миссионерами и отказавшихся от своего традиционного рациона питания в пользу продуктов, которые продавались во вновь открывавшихся магазинах: сахара, муки тонкого помола, консервов, пастеризованного молока и «выхолощенных» жиров и масел – то есть тех самых продуктов, которые Прайс называл «суррогатными продуктами современной коммерции». Среди этих групп свирепствовали зубные болезни и инфекционные заболевания, а также наблюдались признаки вырождения. Для детей тех родителей, которые перешли на «цивилизованный» рацион питания, были характерны слишком близко посаженные и кривые зубы, узкие лица, деформации костных тканей, а также ослабленный иммунитет. Прайс пришел к выводу о том, что расовый фактор не имеет к этим изменениям никакого отношения. Он отметил, что признаки физического вырождения наблюдаются у детей местных жителей, перешедших на «рацион питания белого человека», тогда как дети в смешанных семьях, родители которых употребляли традиционную пищу, имели широкоскулые, привлекательные лица и ровные зубы.
Продукты питания здоровых «туземцев», которых изучал Прайс, были весьма многообразны. Жители швейцарской деревни, с которой Прайс начал свои исследования, потребляли высокопитательные молочные продукты, а именно непастеризованное молоко, масло, сливки и сыр; кроме того, они ели ржаной хлеб, иногда мясо, супы на костном бульоне, а также те немногие овощи, которые они успевали вырастить в течение недолгих летних месяцев. Дети в этой деревне никогда не чистили зубы (их зубы были покрыты зеленой слизью), однако Прайс обнаружил признаки кариеса лишь у одного процента обследованных им детей. Когда погода заставляла доктора Прайса и его жену надевать теплые шерстяные пальто, эти дети бегали по холодным ручьям босиком; тем не менее они почти не болели, а в деревне не было зафиксировано ни одного случая туберкулеза. Отличавшиеся крепким здоровьем галльские рыбаки, которые жили на островах у побережья Шотландии, молочных продуктов не употребляли. В основном они питались рыбой, а также овсяной кашей и блинчиками из овсяной муки. Рыбьи головы, фаршированные овсяной кашей и печенью рыб, являлись традиционным блюдом, которое считалось исключительно важным для питания детей. Рацион питания эскимосов, состоявший в основном из рыбы, икры и морского зверя, включая тюлений жир, позволяли эскимосским матерям производить на свет многочисленное здоровое потомство, не страдая ни кариесом, ни другими заболеваниями. Занимавшиеся охотой и собирательством и отличавшиеся крепкой мускулатурой индейцы, которые жили в Канаде, Флориде, в бассейне Амазонки, а также в Австралии и Африке, питались мясом диких животных, и особенно теми их частями, которыми их «цивилизованные» собратья, как правило, пренебрегают (субпродуктами, железами, кровью, костным мозгом и в особенности надпочечниками), а также разнообразными злаками, корнеплодами, овощами и фруктами. Африканцы-скотоводы (например, из племени масаи) вообще не употребляли растительных продуктов, питаясь лишь мясом, кровью и молоком. Жители островов, расположенных в южной части Тихого океана, и новозеландские маори употребляли различные морепродукты рыбу, акулье мясо, осьминогов, моллюсков, морских червей а также свиное мясо и сало и различные виды растительной пищи, включая кокосы, маниоку и фрукты. Эти люди – включая даже индейские племена, жившие высоко в Андах, – использовали любую возможность для того, чтобы включать в свой рацион морепродукты. Они высоко ценили рыбную икру, которая в сушеном виде употреблялась в пищу в самых отдаленных андских деревнях. Еще одним распространенным видом пищи во всех регионах, за исключением Арктики, являлись насекомые.
Независимо от расовой принадлежности и климатических условий человек может быть здоровым лишь в том случае, если основу его рациона составляют не новомодные «деликатесы», приготовленные с применением рафинированного сахара, высокоочищенной муки, а также прогоркших и химически видоизмененных растительных масел, а цельные натуральные продукты: мясо с содержащимся в нем жиром, мясные субпродукты, цельные молочные продукты, рыба, насекомые, злаки, корнеплоды, овощи и фрукты.